Урок 11. Парные согласные в корне слова
Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?
1. Рассмотри картинки. Произнеси слова-названия предметов. Прислушайся к звучанию согласных звуков в этих словах.
- При произнесении каких согласных слышится только шум? А при произнесении каких согласных слышится и голос, и шум?
- Напиши слова. Подчеркни в них буквы, которыми обозначены согласные звуки.
2. Назови буквы.
- Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда. Что ты слышишь, произнося эти звуки: шум? голос и шум? Конечно, шум! Это глухие согласные звуки.
- Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. Что ты слышишь: шум? голос? голос и шум? Конечно, голос и шум! Это звонкие согласные звуки.
Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.
3. Рассмотри картинки.
- Назови предметы. Прислушайся к произношению согласных звуков в этих словах. В каких словах ты слышишь только звонкие согласные, в каких - только глухие, а в каких словах есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
- Произнеси по порядку согласные звуки в любом слове и определи, какие они: глухие или звонкие, твёрдые или мягкие.
4. Прочитай.
- Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнеси эти звуки.
Страничка для любознательных
Глухие и звонкие согласные
Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?
Проведи опыт: произноси звук [ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] — звонкий согласный звук.
А теперь произноси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].
Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.
5. Произнеси сначала твёрдые парные по глухости-звонкости согласные звуки, потом мягкие парные согласные звуки.
- Объясни, почему в первом столбике шесть пар звуков, а во втором всего пять.
- Подбери слова, в которых есть эти звуки.
Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.
Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л'], [м], [м'], [н]. [н'], [р], [р'], [й'].
Непарные глухие согласные звуки: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].
6. Прочитай.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нём сверкает,
Как алмаз. (Г. Бойко)
- Найди в строках слова, которые отвечают на вопрос что? и заканчиваются буквой, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Произнеси этот звук. Какой буквой он обозначен в словах?
7. Рассмотрите форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».
- Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
- Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.
8. Произнеси каждую пару слов и послушай звучание согласного звука на конце слова. Какой звук ты слышишь: звонкий или глухой?
- Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный звук на конце слова? Почему?
Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:
Поэтому написание слова с парным согласным звуком на конце надо проверять!
9. Прочитай. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
- Сравни написание и произношение выделенных букв в каждой паре слов. Когда их написание расходится с произношением: перед гласным звуком или на конце слова?
- В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Какое слово для каждого из них будет проверочным? Почему?
- Сделай вывод: как нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова?
- Напиши пары слов: сначала проверочное, затем проверяемое.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: . Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик). Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы, карпы, луга, ящики). |
10. Прочитай. Раздели слова на две группы: проверяемые и проверочные слова. Назови проверяемые слова и скажи, написание какой буквы в этих словах требует проверки. Почему?
- Объясни, какое слово будет проверочным для каждого проверяемого слова.
- Напиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
11. Прочитай выразительно.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Мёд в лесу медведь нашёл, —
Мало мёду, много пчёл.
(С. Маршак)
- Найди в стихотворных строках слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них.
- Для какого слова в стихотворении нет проверочного слова? Подбери к нему проверочное слово.
- Напиши ответ на вопрос. Что в лесу нашёл медведь?
12. Прочитай.
, ... — круг, ... — медведь, ... — час, ... — мороз.
- Почему написание выделенных букв в словах надо проверять? Объясни, как это сделать.
- Подбери к каждому слову проверочное.
- Напиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.
13. Прочитай проверочные слова и слова, в которых пропущена буква.
, шкафы — шка.., рыбаки — рыба.., пироги — пиро.., ландыши — ланды.., этажи — эта.. .
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
14. Прочитай. Подбери к каждому слову с пропущенной буквой проверочное. Объясни, как ты это будешь делать.
, ... — тетра.., ... — зву.., ... — сло.., ... — какту.., ... — арбу.. .
- Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
- Проверь, одинаковой ли буквой обозначен парный согласный звук на конце слова и этот же согласный в проверочном слове.
15. Прочитай слова.
- Какие слова звучат одинаково? Почему? Что обозначает каждое из них?
- Какими буквами на конце каждого слова обозначен одинаковый парный согласный звук? Подбери к каждому слову проверочное слово.
- Составь предложение с любым словом.
16. Прочитай начало народной песенки.
Сегодня день целый все звери у дела. Л..сичка-сестричка шубку подшивает. Сер м..дведь, старый дед, сапог подбивает. А с..рока-белобока мушек отгоняет. М..дведица Маша варит детям кашу. З..йчиха под ёлкой метет метелкой.
- Объясни правописание слов с пропущенными буквами.
- Найди в предложениях слова, в которых написание букв, обозначающих парный согласный звук на конце слова, надо проверять. Объясни написание этих слов.
- Спиши любое предложение, вставляя пропущенные буквы.
17. Прочитай. Чем интересны слова?
- В каких словах надо проверять буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в общей части слов? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
- Спиши любую группу слов. Подчеркни в общей части этих слов те буквы, написание которых надо проверять.
18. Прочитай выразительно.
Морж спросил у кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! — Кенгуру сказал моржу.
(Б. Заходер)
- Вспомни, почему перед предложениями поставлен знак «тире» (-).
- Разыграйте по ролям диалог: один читает слова моржа, а другой - слова кенгуру.
- Объясни написание выделенных в словах букв. Найди в строках слова, противоположные по значению.
19. Рассмотри рисунки. Прочитай текст.
Шёл дождь. В гнезде пищали птенцы. Их родителей унёс ястреб. Вася укрыл птенцов кепкой. Мальчик заботился о сиротах. Он каждый день приносил птичкам пищу.
(Н. Омельченко)
- О ком и о чём говорится в тексте? О чём самом главном хотел сказать автор? Придумай к тексту заголовок.
- Выбери из текста и запиши предложения, которыми можно подписать рисунки.