Урок 1. Что такое алфавит?
Алфавит - это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название. |
2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.
- Сколько всего букв в русском алфавите?
- Для чего нужны буквы?
- Какие две буквы не обозначают звуков?
Страничка для любознательных
О происхождении слов
Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).
Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().
3. Прочитай. Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?
2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.
- Сколько всего букв в русском алфавите?
- Для чего нужны буквы?
- Какие две буквы не обозначают звуков?
Страничка для любознательных
О происхождении слов
Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).
Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().
3. Прочитай. Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?
- Напиши все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.
4. Рассмотри рисунки.
- Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках.
- Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.
5. Прочитай выразительно.
На уроке
— Какие буквы вы знаете? — спросила учительница.
— Б-э-э-э! ответил Барашек.
— И-и-и! — сказал Ослик.
— Га-га-га! — ответил Гусь.
— Ж-ж-ж! — сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.
(М. Битный)
- Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.
- Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.
6. Прочитай.
Алфавит — азбука, луг — лужайка, ученик — ученица, работа — рабочий, Оля — Ольга, хорошо — хороший.
- Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
- Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
- Составь устно предложение с одним из слов.
7. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая - за буквой «цэ», третья - за буквой «зэ», четвёртая - за буквой «эс», пятая - перед буквой «ё», шестая - после буквы «ка», седьмая - после буквы «ы».
- Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.
8. Прочитай в толковом словаре значения слов азбука и алый, гость и грач. Какое из этих слов многозначное?
- Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый, а слово грач - после слова гость?
- Сделай вывод: как расположены слова в словаре?
9. Прочитай. Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.
В..рона, в..р..бей, учит..ль, х..рошо, ру..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..о, п..льто, л..сица, к..р..ндаш.
- Проверь по орфографическому словарю учебника написание этих слов. Обозначь в них ударение.
10. Расшифруйте слова. Для этого расположите буквы в алфавитном порядке.
- Запиши составленные слова. Объясни значение каждого слова.
11. Прочитай.
Астра, азбука, айва
Начинаются на «а».
И кончаются на «а»
Астра, азбука, айва.
(Н. Костарёв)
- Как ты думаешь, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? А что обозначает каждое из этих слов?
- Запиши выделенные слова в алфавитном порядке.