Урок 4. Как определить, сколько в слове слогов?
1. Проведи опыт. Приблизь ладошку ко рту и произнеси слово «мама». Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении этого слова? Сколько же слогов в слове «мама»? А сколько гласных звуков в этом слове?
Обрати внимание! При произнесении в слове «мама» можно выделить две части. Эти части слова называют слогами. Каждый слог произносится как бы отдельно, одним дыхательным толчком.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, у|рок, ма|ши|на. |
2. Прочитай слова. Сравни их по количеству слогов.
лист ива тополь берёза
клён оса липа крапива
- Подбери другие слова с таким же количеством слогов.
- Спиши трёхсложные слова, разделяя их вертикальной чертой ( | ) на слоги.
- Сравни слоги в слове «ива». Из каких звуков они состоят?
3. Рассмотри картинки. Произнеси каждое слово-название предмета.
- Назови слог, который есть во всех словах.
- Сравни слоги в слове баран. Из каких звуков они состоят?
Обрати внимание! Слог может состоять:
- из одного гласного звука: а|у;
- одного согласного звука и одного гласного звука: па|па;
- нескольких согласных звуков и одного гласного звука: стра|на, а|ист, стриж. В каждом слоге обязательно есть гласный звук.
4. Прочитай.
- Составьте из этих слогов слова. Запиши любые три слова.
5. Прочитай. Почему это стихотворение так назвали?
- Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.
Считалка
Я — зверёк,
И ты — зверёк,
Я — мышонок,
Ты — хорёк.
Ты хитёр,
А я умён,
Кто умён,
Тот вышел вон!
(С. Маршак)
- Соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?
6. Рассмотри картинки. Назови предметы.
- Напиши названия предметов в таком порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слова, в которых два слога, затем слова, в которых три слога.
- Составь предложение с любым словом.
7. Прочитай. Назови сказку.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может.
- Спиши первые два предложения.
- Разыграйте сценку вместе с друзьями. Покажите с помощью жестов, как дед тянет репку. Сопровождайте свои действия словами из последнего предложения. Как вы будете проговаривать слова?