Урок 9. Проверяемые безударные гласные в корне


В безударном положении в корне слова пиши ту же гласную, что и под ударением.  Почему пишем коза´, козёл? Потому что —  ко´зы !

Какие слова подходят для проверки?

  • то же самое слово, но в другой форме,
  • родственное слово, т.е. слово с тем же корнем.

Например, ко´зы — это форма множественного числа слова коза´.
Оно же является родственным для слова козёл.

Другие родственные слова, подходящие для проверки: ко´зий, ко´злик.

 

Как обозначить буквой безударный гласный звук?

1. Прочитай.

Всходит солнце над землёю

С каждым днём всё выше.

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

(И. Суриков)

  • Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?
  • Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?

 

Ударные гласные — это гласные звуки в ударных слогах слов:

гр [у́]ша бан[а́]н лим[о́]н

Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах слов:

ф[а]со́ль [у]кро́п с[и]ре́нь

2. Прочитай скороговорку.

На дворе трава, на траве дрова.

  • Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?

Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

3. Спиши слово-название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

  • А теперь измени слово «сова» так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

Обрати внимание! При изменении слова (сова́ - со́вы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о.

  • Какое же слово может быть проверочным для слова сова?

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: сова́ - со́вы.

4. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.

  • В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
  • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
  • Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.​​​​​​​

Проверяемое слово — это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (сова́, земля́).

Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (со́вы, зе́мли).

5. Прочитай. Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.

  • Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.

​​​​​​​

6. Прочитай слова. Почему их написание надо проверять?

, ... — столы́, ... — листы́, ... — слоны́, ... — врачи́.

  • Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.

7. Прочитай. Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое - проверяемым?

, ... — п..сьмо́, ... — ш..ры́, ... — р..ка́, ... — ..гра́, ... — п..тно́, ... — р..са́, ... — м..ря́.

  • Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

9. Прочитай проверочные слова.

гнёзда — ..., слёзы — ..., щёки — ..., о́сы — ..., ска́лы — ..., стре́лы — ... .

10. Прочитай. Какие слова-названия времен года в предложении пропущены?

Хороша ... снегами,

... цветами,

... грибами,

... плодами.

Слова для справок: весна, осень, зима, лето.

  • Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.

11. Прочитай загадки. Объясни отгадки.

Глаза на рогах, а домок на спине.

Хвост серпом, голова с гребешком.

  • В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься? Спиши любую загадку.

12. Прочитай. Объясни значение каждого слова. Чем интересны эти слова?

  • В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
  • Спиши любую группу слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

13. Прочитай выразительно загадку.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

(Е. Трутнева)

  • Кто стоит среди травы?
  • По каким особым приметам можно узнать этого зверька? Напиши отгадку.
  • Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?

14. Прочитай. Какие буквы в словах пропущены?

о? а?

К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.

е? и?

Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, п..ла, с..стра.

  • Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
  • Напиши любые пять слов, вставляя пропущенные буквы.

15. Из ряда слов выпиши слова с безударной гласной. Докажи.

Менять, замена, обменялся

Удивительно, дивный, удивляться

Мастерить, мастер, мастерская

Вредитель, вредный, навредил

​​​​​​​